Как же правы классики…
 «Все успешные компании похожи друг на друга…» - так, перефразируя Толстого, можно сказать об обитателях отечественного делового мира. «И только квартирный вопрос испортил их…» - поневоле приходится процитировать другого классика. Увы, квартирный, вернее, офисный вопрос продолжает оставаться камнем преткновения для многих и многих вполне состоявшихся фирм. Парадокс, но особенно остро этот вопрос стоит в больших городах. Несмотря на то, что предложение офисных площадей велико, очень сложно найти местечко с удовлетворительным соотношением «цена-качество».
Вот и довольствуются вполне успешные компании полуподвальными и чердачными помещениями, бывшими квартирами и магазинами. К сожалению, неприспособленные к современным условиям апартаменты рано или поздно начинают мешать успешной работе. С этой проблемой сталкиваются все (ну, или почти все) предприниматели, бизнес которых начинает успешно развиваться.

Обыкновенная история
Поясним на простом примере: жила-была небольшая, но гордая фирмочка NN. Снимала себе угол в бывшей госконторе, имела штат из трех работников, пару старых «Пентиумов», факс и принтер. Работали много и творчески, и дела пошли в гору. Сделали небольшой евроремонтик (с разрешения арендодателя), прикупили еще компьютеров, наняли еще пару человек. Стало не то, чтобы тесновато (госконтора помещения имела просторные), но неудобно.
Попробовали поискать новый офис – увы, все, что нравилось не подходило по цене, а то что было по карману – не прельщало… Решив, что от добра добра не ищут, остались в своем углу. Для уюта прикупили в ИКЕЕ стеллажей, разгородились кое-как, а тут бизнес пошел еще успешнее – пришлось снова нанимать людей, докупать оборудование… В тесноте, да не в обиде! Правда, работать стало неудобно, да что тут поделаешь…
Знакомая картина, не правда ли? Пока еще наша NN вырастет до IT-гиганта и отстроит себе небоскреб пройдет не один год, а результаты падают, сотрудники увольняются – так недолго и растерять с трудом завоеванное преимущество! Что же делать?

Всему причиной психология
Позволим себе лирическое отступление. Еще 100 лет тому назад во Франции были проведены занятные исследования. Оказалось, что у людей, живущих в одном помещении поодиночке или вдвоем, средняя продолжительность жизни была существенно выше (47 лет против 39) тех, кто был вынужден ютиться по 3-4 человека в комнате.
Казалось бы, парадокс – человек ведь существо общественное, а тут подавай каждому отдельную комнату! Однако психологи все объяснили: для человека, особенно с западным менталитетом, очень важно личное пространство, то есть место, где он может чувствовать себя уединенно.
Именно поэтому, когда в середине прошлого века в Америку пришли крупные японские компании, началась несвойственная этим фирмам текучесть кадров. Американцы привыкли к приватным зонам и им было почти невозможно приспособиться к работе в огромных залах без перегородок. Но успех японцев был, не в последнюю очередь, вызван именно коллективной работой, когда большие группы специалистов действовали как единое целое.
Выход был найден простой и остроумный - не отказываясь от больших единых помещений, разгородить их на маленькие сообщающиеся «комнатки». Тем самым работник получал свое интимное пространство, а взаимодействие в рабочих группах не страдало. При этом колебания численности персонала практически не сказывались на интерьере помещения – при необходимости перегородки легко убирались и воздвигались снова.
Был и еще один положительный аспект. Перепланировка больших помещений обходилась существенно дешевле. Результатом этих нововведений стало повышение производительности труда и уменьшение текучести кадров.
В Россию этот опыт, как и многое другое, пришел с началом экономических преобразований. Сначала открывались офисы крупных западных фирм, затем, по их образцу и подобию, стали обустраиваться и наши конторы. Был взят на вооружение и способ организации рабочего пространства. И хотя отечественная ментальность все же отдает предпочтение имперскому стилю (ковры, гигантские кабинеты, столы размером с футбольное поле), реальность диктует свои правила. Аренда дорога, так что выгоднее снять одно большое помещение, чем десять маленьких, да и работать лучше в команде.

Поиск решений
Вернемся к нашей пока маленькой, но уже успешной фирме. Осознав, что надо что-то делать, руководство начало поиски решения. В результате были сформулированы основные постулаты:
- искать вариант переезда;
- пока попытаться оптимизировать имеющееся пространство;
- результаты оптимизации должны радовать глаз и способствовать работе;
- вложения средств не должны быть чрезмерными;
- все должно быть сделано быстро и не мешать трудовому процессу;
- при переезде на новое место ничего не выбрасывать и использовать снова!
Несмотря на то, что тезисы выглядели несколько противоречиво, персонал с энтузиазмом принялся за поиски решения…
Отвлечемся еще немного. По словам Александра Бандуркина, руководителя отдела продаж компании «Астарта-Престиж» (это один из лидеров отечественного рынка в области организации деловых интерьеров), решение обратиться к ним в компанию клиенты принимают по двум соображениям. Либо они задумываются над тем, чтобы снять новый офис и разделить его на зоны, либо, как второй вариант, офис уже существует, но количество сотрудников выросло и его надо грамотно сконфигурировать.
Безусловно, смену интерьеров бизнесмены затевают не из любви к искусству и не из альтруистических соображений. Просто рано или поздно неудобные условия работы начинают негативно сказываться на производительности труда. Особенно заметно это в компаниях, производящих интеллектуальный продукт – компьютерных, рекламных, дизайнерских. Доказано, что добавление всего одного раздражающего (стрессорного) фактора к уже существующим снижает творческий потенциал человека на 15%! А что может быть неудобнее тесного, неприспособленного к работе помещения…
Есть и еще один аспект: на определенном этапе развития фирмы в ряд определяющих факторов выходят имиджевые составляющие, такие как модный интерьер, корпоративный стиль, хорошее расположение офиса и т.п. Клиенты высокого уровня обычно обращают внимание на подобные нюансы, а значит вложения в дизайн офиса оборачиваются вполне весомыми инвестициями.
При этом, чем более творческим делом занята компания, тем более интересным должен быть офис. Характерный пример – развивающееся рекламное агентство «ДМБ энд Б». В его офисе специалистами «Астарты-Престиж» интерьер был реализован в стиле хай-тек с неожиданными творческими приемами – открытыми коммуникациями, использованием кирпичных и бетонных поверхностей, неожиданными объемными и световыми решениями. При всей креативности и необычности помещения, работать в нем удобно; нравится оно и посетителям.

Разделяй и работай
А что же наша фирма NN? Поиски решения привели к идее разграничить имеющуюся офисную комнату при помощи перегородок, на американский манер. Из соображений экономии выбрали комбинированные перегородки (прозрачные только в верхней части), из целесообразности – мобильные (чтобы при переезде на новое место было легко их демонтировать и перевезти). Поскольку компания уже заняла некое положение на рынке, решено было отделать модули в копоративной цветовой гамме – это уже для престижа.
Сделаем еще одно отступление. Умозрительного желания что-либо изменить в интерьере офиса все же недостаточно. Клиент должен более-менее представлять себе, чего, собственно, он хочет. Если касаться уже упомянутых в балладе о фирме NN перегородок, то нужно определиться с их видом (стационарные – они крепятся к полу или потолку, или мобильные – на колесиках), высотой (до потолка или ниже), количеством и видом дверей и остекления.
Хорошо бы представлять себе какие именно формы перегородок нужны (прямые, Г-образные, П-образные), есть ли поворотные элементы. Обязательно нужно знать, какого цвета будет общий интерьер. Стиль дизайна тоже имеет значение. Понятно, что компьютерная фирма странно будет смотреться в интерьерах a-la Bourbons, а антикварная лавка – в металле и пластике хай-тека.
Серьезные компании, занимающиеся обустройством офисов, обычно либо имеют в своем штате дизайнеров, либо вплотную взаимодействуют с дизайнерскими бюро. Так что они берут на себя труд создать оригинальный дизайн-проект будущего интерьера. Профессиональный подход сильно облегчает жизнь заказчика, поскольку умозрительные идеи специалисты облекут в трехмерную компьютерную графику. А результатом будет оптимальное стилистическое и конструктивное решение интерьера офиса.
Заметим, что при изменении интерьера офиса, в том числе и при организации перегородок, необходимо считаться с требованиями государственных служб. Так, например, пожарные нормы включают в себя требование отсутствия стеклянных перегородок на путях эвакуации.
Важным представляется и вопрос перспектив развития фирмы. Если в ближайшее время планируется увеличивать штат, необходимо предусмотреть это в проекте конструктивного решения. Это касается и прокладки коммуникаций – всевозможные провода легко скрываются в перегородках и перестают напоминать силки для сотрудников и клиентов. Стоит предусмотреть и место для установки нового оборудования, чтобы не заниматься впоследствии глобальным переустройством.
Следует определиться и во времени. Для компаний-лидеров рынка обустройства офисов соблюдение сроков является одной из приоритетных задач. Как рассказывает Александр Бандуркин, если решение достаточно стандартно и не требует уникальных деталей, заказ, поступивший в «Астарту-Престиж» готовится к монтажу в течение 2-3 дней. Если в заказ входят нестандартные и нетривиальные элементы (к примеру, мобильные или цельностеклянные конструкции), то сроки увеличиваются до 7 дней и более. Следует учесть, что чем сложнее конструкция, тем труднее и дольше ее монтировать, но за счет грамотного планирования и уплотнения графика возможно многократное ускорение работ. В частности, в одном из офисов инвестиционной компании «Росбилдинг» 400 м2 сложнейших конструкций (в том числе и цельностеклянных) были установлены специалистами «Астарты-Престиж» всего за 15 дней.
В общем и целом, стоит учесть, что как минимум несколько дней будут потеряны для активной творческой деятельности. Остается утешаться тем, что обновленный интерьер даст мощный прирост творческой энергии коллектива.
Конечно, чтобы не попасть впросак, следует обращаться к крупным, зарекомендовавшим себя на рынке фирмам. Во-первых, они имеют устоявшиеся контакты с поставщиками и собственный запас комплектующих, во-вторых, отлаженную систему приема и обработки заказов. Это позволяет минимизировать сроки исполнения заказа и обеспечивает надлежащее качество (кстати, серьезная фирма обязательно даст гарантию на свою продукцию и предложит послегарантийное обслуживание).

…А что же наша знакомая фирма NN? О, она процветает! Интеллектуальный потенциал работников настолько вырос после реконструкции офиса, что, заняв лидирующее положение на рынке высоких технологий, компания строит собственный небоскреб в центре Нью-Йорка. Но это уже совсем другая история…

Александр Майоров, по материалам пресс-службы компании «Астарта Престиж»

http://www.peregorodka.ru/

Оставьте комментарий

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it to anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Remember my information for the next time I visit.