Как известно, эффективность работы любой компании, помимо прочих факторов, напрямую зависит от того, насколько комфортно сотрудники чувствуют себя на рабочем месте. А поскольку для значительной части горожан рабочим местом является стол в офисе, задача оптимизации офисного пространства сейчас является одной из самых актуальных направлений дизайна помещений.
Вообще, тема оптимальной организации рабочего места в офисе очень сложна и многогранна и по сей день является предметом пристального изучения психологов, медиков и социологов. Любой офис предназначен для двух типов деятельности - как для индивидуальной, требующей тишины и концентрации, так и для коллективной, предусматривающей общение и обмен информацией. И основной сложностью в проектировании офисов является поиск равновесия между двумя этими потребностями. Также не стоит упускать из виду и тот факт, что офис – это не просто совокупность рабочих мест сотрудников, зачастую он несет и четкие представительские функции, формируя определенный образ компании в глазах клиентов, гостей и партнеров.
В этой статье мы рассмотрим такой важный аспект делового комфорта, как структурирование рабочего пространства. Это понятие включает в себя и взаиморасположение рабочих мест в офисе, и то, насколько они визуально и акустически изолированы друг от друга, и, конечно, где будут пролегать маршруты передвижения сотрудников по помещениям… Нюансам этим несть числа, и каждый вносит свою лепту в задачу обеспечения максимальной работоспособности сотрудников.

Принципы и правила
Прежде чем обратиться к рассмотрению принципов создания делового пространства, не лишним будет подчеркнуть, что помещение должно подходить для использования в качестве офиса по целому ряду санитарно-гигиенических правил и норм. В СанПиНах прописываются такие параметры, как полезная площадь в расчете на одного сотрудника, эффективность вентиляции (выражаемая в кратности обновления воздуха), уровень инсоляции, влажности и температуры и т.п. И без соблюдения всех этих условий даже самый дорогой и продуманный офис не пойдет на пользу делам компании, ведь под угрозой окажется здоровье ее сотрудников.
Итак, в основе выбора пространственных решений лежит изначально выбранный тип планировки офиса. Наиболее распространены следующие варианты — офис закрытого типа, общее пространство и комбинированный офис.
Офис закрытого «кабинетного» типа – традиционная для России схема планировки, создающая атмосферу уединения и спокойствия. Такое решение подходит для небольших компаний, разделенных на отделы, которые довольно мало контактируют между собой.
Выделяют два варианта офисов кабинетного типа. К первому относятся кабинеты для одного-двух человек. Это обеспечивает максимальную уединенность, однако делает невозможным работу в команде, да и пространство при этом используется неэффективно.
Ко второму варианту относятся офисы, состоящие из комнат большей площади, рассчитанных на коллективы от трех человек. Этот тип офиса неплох для совместной творческой работы. Так может быть организовано рабочее пространство группы проектировщиков, программистов, дизайнеров, занятых в одном проекте.
Открытое пространство подходит главным образом для динамично развивающихся организаций и больших компаний. Большинство сотрудников здесь находятся в одном помещении, разделенном лишь мебелью – шкафами, стеллажами и столами. Такому офису присущи командный дух, отсутствие приватности и высокий темп работы. Но очевиден и ряд недостатков – это низкая звуковая и зрительная изоляция рабочих мест, а зачастую - фактическое отсутствие индивидуального пространства.
Вариантом открытого пространства является групповой офис, где общее пространство делится низкими перегородками на отдельные зоны. Постоянное общение возможно только в маленьких группах, а для обмена информацией есть общие зоны. По мнению экспертов компании «Астарта Престиж» - лидера в области в области создания офисного стиля и делового комфорта, в таком офисе пространство используется с максимальной эффективностью. Невысокий уровень звукоизоляции в таком офисе рекомендуется компенсировать использованием звукопоглощающих стеновых панелей и подвесных потолков (например, Akusto или Rockfon).
В настоящее время становятся актуальными комбинированные офисы, где есть и индивидуальные комнаты, и общее офисное пространство. Отдельные помещения отделяются прозрачными перегородками от центральных зон, предназначенных для общего пользования. Этот вид организации пространства считается наиболее перспективным, поскольку обеспечивает изоляцию рабочих мест и одновременно поддерживает общение в коллективе.

Зонирование офиса
Каким же образом реализуются описанные типы планировки офисов? Один из самых рациональных и популярных способов зонирования помещений и создания рабочих мест – это использование глухих и прозрачных офисных перегородок. Они незаменимы как для приспособления помещения в здании старой постройки под современный офисный ритм жизни, так и при планировке будущего офиса. Такие конструкции устанавливаются специалистами за считанные дни и могут полностью преобразить офис.
Фактически перегородки являются основным инструментом дизайнера для создания пространственного решения офиса. Например, с помощью стационарных перегородок можно разделить офисное помещение на ряд визуально и акустически изолированных зон - кабинет руководителя, комнату для переговоров, рекреационную зону и рабочие места сотрудников.
Для каждой из упомянутых зон специалистами рассчитаны минимальные площади и планировочные решения, позволяющие избежать психологического дискомфорта. Так, достаточная площадь приемной зависит от ежедневного количества посетителей, но не может быть меньше 10 м2. Часто вместо традиционной комнаты-приемной устраивается сектор «ресепшн» в открытом пространстве офиса с раздевалкой или шкафом для одежды.
В небольшом офисе не является зазорным совмещение функций различных зон. Комната для совещаний или переговоров также может использоваться как место для презентации. Иногда зона для совещаний с целью экономии пространства располагается в кабинете руководителя. Но в таком случае кабинет делится на две части - официальную и неформальную. Для функционального и удобного кабинета топ-менеджера достаточно 12 м2. Но чаще размеры кабинета выбираются исходя из имиджевых соображений.
Комнаты-отсеки для персонала должны проектироваться с учетом количества сотрудников и направления их перемещений по офису. Кроме того, зачастую необходимо обеспечить звуковую и визуальную изоляцию рабочих мест. Как считает Наталья Семенова, руководитель отдела продаж компании «Астарта Престиж» - лидера в области создания офисного стиля и делового комфорта, наилучшие результаты дает использование стационарных или мобильных перегородок разной высоты и уровня прозрачности. Комбинирование перегородок различной высоты позволяет создавать в пределах одного помещения зоны с различными акустическими характеристиками. Например, один сектор рабочего пространства может быть хорошо защищен от проникновения шумов снаружи, а другой, наоборот, облегчать общение менеджера с клиентом.
Для сокращения непродуктивных трат времени важен и фактор размещения оргтехники (принтеры, копиры, шредеры), которой регулярно пользуются все работники. Рационально установить ее на месте пересечения всех рабочих маршрутов.

Материалы и конструкции
Отечественный строительный рынок предлагает изобилие современных офисных перегородок – от самых доступных до эксклюзивных.
Основой офисных систем является каркас, на который крепятся панели. Как правило, в качестве каркаса для офисных перегородок применяется стальной или алюминиевый профиль. Эти материалы известны прочностью, долговечностью и легко обрабатываются. Из них можно изготавливать весьма протяженные конструкции. Особо хорошо подходит более легкий алюминиевый профиль, позволяющий возводить конструкции высотой до шести метров. С помощью разнообразных покрытий или порошково-полимерной окраски алюминиевый профиль может имитировать любой материал: дерево, сталь, латунь, бронзу, цветной пластик и т.д. Также в качестве конструкционного материала довольно распространен ПВХ, но его приходится армировать стальными вставками, и линейные размеры таких конструкций сильно ограничены.
Большинство разработчиков и производителей офисных систем отдают предпочтение принципу модульности и маштабируемости. То есть конструкции собираются из стандартизованных узлов и модулей в соответствии с конкретными нуждами и особенностями обустраиваемого помещения. На сегодняшний день в России получили распространение как системы, разработанные французскими (ABCD International) и итальянскими компаниями (All.Co), так и отечественные разработки – оригинальные или скопированные с западных прототипов с минимальными изменениями.
Система стыковки модулей позволяет получить соединение не только под углом в 900, но и под любым произвольным углом, что значительно расширяет круг дизайнерских пространственных решений. Модульный принцип ценен еще и тем, что позволяет сопрягать перегородки с офисной мебелью – шкафами, тумбами, столами. Также в них могут быть вмонтированы осветительные приборы для общего и индивидуального освещения.
Помимо прямых функций «разделения», перегородки решают проблему незаметной прокладки коммуникаций. Каркас перегородок любой конфигурации разработан таким образом, чтобы обеспечить прокладку электропроводки и внутренних коммуникаций внутри конструкции, что позволяет сохранить эстетику внешнего вида офиса.
Наиболее доступным вариантом перегородок являются гипсокартонные листы на каркасе из алюминиевого профиля с различными вариантами покрытия по цвету и по фактуре. Особенно сейчас популярны устойчивые к механическим воздействиям и долговечные виниловые покрытия «Дюрафорт». Для лучшей звукоизоляции пространство между панелями прокладывают минераловатными матами. Для изготовления панелей используются также ДСП, ДВП, пластиковая и алюминиевая вагонка.
Использование широкого спектра материалов позволяет подобрать оптимальный вариант как с точки зрения стиля помещения, так соответствия корпоративным цветам – если есть такая потребность. По желанию заказчика, перегородки могут драпироваться тканями различных цветов, отделываться полимерными покрытиями или ламинированными панелями МДФ. При этом цвета покрытий могут совпадать с цветом корпусной мебели или обивкой кресел, что придает различным зонам помещения свой неповторимый и оригинальный стиль.
Более престижные варианты предусматривают перегородки с двойным остеклением. Между двумя стеклами возможна установка жалюзи, что позволяет регулировать уровень визуального контакта между офисными зонами.
Своеобразным компромиссом являются комбинированные перегородки, где непрозрачная нижняя часть из гипсокартона сочетается с прозрачной верхней. Применение комбинированных офисных перегородок с прозрачной частью, помимо эстетических соображений, позволяет сохранять визуальный контакт именно там, где это необходимо.
Не менее популярны и полностью остекленные каркасные перегородки. Визуально изолировать образовавшиеся «аквариумы» помогают жалюзи и тонирующие пленки. И, что очень важно, прозрачные перегородки позволяют рациональнее использовать дневной свет. В качестве примера можно упомянуть офис компании «Урожай», где комната для переговоров выполнена специалистами «Астарта Престиж» из прозрачных перегородок в стиле «open space». Это обеспечивает беспрепятственное проникновение дневного света, но в то же время позволяет добиться высокого уровня приватности и звукоизоляции.
Надо сказать, в России вслед за Западом все больше получает распространение тенденция к уменьшению роли каркасных конструкций. Перегородки из цельного закаленного стекла пока еще являются экзотикой в России, но стремительно приобретают популярность. Такое решение особо удачно подходит при создании офисных интерьеров в стилях хайтек или ньютек. Конечно, удовольствие это не из дешевых, но внешний вид такого офиса будет очень современным, подчеркивая инновационность компании и ее устремленность в будущее.
В особо сложных случаях современные технологии позволяют обходиться без крепежных элементов. Например, если заказчик не хочет сверлить отверстия для крепежа цельностеклянных перегородок в дорогом эксклюзивном полу из керамогранита, возможно их крепление с помощью сверхпрочных клеевых составов.
Не лишним будет сказать, что всё существующее разнообразие дверей (распашные, раздвижные, гармошки и т.п.) вполне реализуемо в любых типах офисных перегородок - непрозрачных, остекленных, комбинированных и даже цельностеклянных. И это можно использовать для увеличения эффективности использования площади помещений. Например, в одном из проектов, реализованных специалистами «Астарты Престиж», - офисе АО «Игл Энерджи», откатные остекленные двери устроены в прозрачных перегородках. Горизонтальные жалюзи, встроенные в остекление перегородок и дверей, позволяют добиться визуальной изоляции, когда это необходимо.

Мобильные решения
Помимо стационарных перегородок, крепящихся к полу и потолку, в офисах также широко используются разборные или мобильные перегородки. Они состоят из легких элементов и могут быть разобраны и перенесены в другое место за несколько минут. Использование мобильных перегородок предпочтительно в случае запрета арендодателя на монтажные работы. С их помощью можно оперативно создавать индивидуальные рабочие места, а также переустановить модули в соответствии с изменяющимися требованиями к планировке офиса. А для тех компаний, где под проекты привлекаются временные сотрудники, это может быть самым оптимальным решением.
Мобильные перегородки представляют собой каркасные конструкции, состоящие из соединенных между собой модулей, которые не нужно крепить к стенам, полу или потолку. Благодаря стандартным элементам мобильные модули легко сопрягаются со стационарными и могут хорошо дополнить их, формируя в офисе настоящий «ландшафт» с переменной высотой перегородок. Для компенсации возможных неровностей пола они снабжаются регулируемыми опорами.
Именно мобильные перегородки позволяют с невероятной скоростью конфигурировать рабочие зоны офиса. Например, в офисе компании «C-Boss» 400 рабочих мест было оборудовано с помощью мобильных перегородок всего за 4 дня.
Система мобильных перегородок с отверстиями и направляющими позволяет создавать готовые рабочие места, монтируя на них полки, столешницы, консоли для мониторов, электрические розетки и т.д. Такое решение обеспечивает наиболее эффективное использование пространства, предоставляет каждому сотруднику возможность создать индивидуальную атмосферу рабочего места.

Итак, правильно организованное офисное пространство - залог эффективной работы коллектива. Современная строительная индустрия предлагает всевозможные конструкции и материалы для реализации самых экстравагантных проектов. Первоначальные затраты на оптимальное конфигурирование офиса неизменно окупаются за счет большей производительности работы сотрудников. Поэтому эти расходы можно расценивать как долгосрочные инвестиции в имидж и будущность компании.

Александр Майоров, по материалам пресс-службы компании «Астарта Престиж»

http://www.peregorodka.ru/

Оставьте комментарий

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it to anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Remember my information for the next time I visit.